Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/virtwww/w_vrukavishnik_78ac9d61/http/wp-settings.php on line 18 1. Экспедиция на Тунгуску « Валерий Рукавишников

Валерий Рукавишников

16 Март 2011

1. Экспедиция на Тунгуску

написано в рубрике: Новости — Valery @ 20:23

В марте 2010 года  позвонил Володя Алексеев и предложил принять участие в экспедиции на Подкаменную Тунгуску в зону падения Тунгусского метеорита. Я ранее просился в группу Володи, но, по видимому, тогда время не подошло. Я немедленно и с радостью согласился. Предстояло ехать в тайгу, жить в палатке, готовить на костре. Три года  назад был опыт десятидневного похода в Карелию и надо сказать, я легко его перенес. Володя поставил задачу - будем бурить в болоте и искать следы столетней катастрофы. Володя занимается Тунгуской уже много лет, у него много коллег, которые увлечены этой проблемой - в Москве около 20 человек, в Новосибирске, в Томске , в Харькове большая группа исследователей. Проблема разработана по многим направлениям, но я ничего об этом не знал. Новостью о предстоящей поездке я поделился со своим хорошим другом Валерием Чечиным и он так же пожелал поучаствовать в экспедиции. Мы сдали в общую кассу по 23 тысячи рублей и стали ждать сигнала от Володи. В этой поездке самая большая затратная часть падала на доставку вертолетом до заимки Кулика - 150 тысяч руб, но эти расходы брала на себя предприниматель Люба Пелехань из г. Сургута. Она каждый год в течение десятков лет участвовала в комплексных самодеятельных экспедициях, а в последние годы на месяц приезжает на Тунгуску провести летние каникулы. Она великодушно берет на борт арендованного ею вертолета всех желающих. А мы приобрели билеты до Красноярска в плацкартном вагоне и билеты на самолет до поселка Ванавара и обратно. Мы с Валерой решили качественно подготовиться к поездке. Валера опытный походник (за его спиной много походов и путешествий, в том числе несколько походов по зимней тундре) и он взял с собой все необходимое. У меня опыта таких походов  вообще не было и я начал с того, что купил теплый спальник, кеды, туристские ботинки, полиэтиленовые кружку и тарелку, накомарник,  противомоскитную куртку, туристский костюм, много разных репеллентов от гнуса, фотоаппарат и, по просьбе Володи, коробку дорогих конфет и палку дорогой колбасы (в последствии это было передано нашей спонсорше Любе Пелехань). В рюкзак добавил все то, что у меня было и стал ждать команды, которая последовала в середине июня.

С шестидесятых годов я не ездил в плацкартных вагонах. Мы (это Володя Алексеев, Валера Чечин, Нина Алексеева, Валерий Рукавишников) заняли отсек и распихали свои вещи, а именно - тяжеленный рюкзак с ручным буром, рюкзак с аккумуляторами и другими вещами для георадарной съемки, 4 личных рюкзака , дополнительные сумки с вещами и продуктами - всего на 120 кг. И поехали. В Казани в наш вагон поселились призывники и меня поразило, как в Татарстане ответственно относятся к этому явлению. Все призывники были одеты в камуфляжную форму, каждому был выдан персональный паек - вода, овощи фрукты, консервы, бутерброды и т.п. На некоторых станциях они выходили на построение. Их командир раздал памятку призывника и ребята ее изучали. Командир изредка  вели какие-то беседы по памятке. Ребята уже в пути привыкали к будущей службе и порядку. Регулярно посещала группу новобранцев медсестра. На больших остановках весь народ вываливал на перрон, чтобы прикупить чего-нибудь. Особенно бойкая торговля была у станции Вековка, где предлагали очень красивые наборы стеклянной посуды. Поскольку мы ехали по широте, пейзаж за окном менялся мало: сначала леса и пустоши, за Уралом началась лесостепь, а потом опять пустоши и леса. В Новосибирске осмотрели огромный красивый вокзал, я рассказал Чечину о детских годах в этом городе. Там же мы встретились с Володиными знакомыми, которые интересуются Тунгусским метеоритом уже много лет.

Новосибирск

Через 64 часа, т.е. утром 2 июля, мы прибыли в Красноярск  , вылезли из вагона, в несколько приемов переместили многочисленные вещи на привокзальную площадь и стали ловить такси. После коротких переговоров водитель загрузил все вещи и нас в свою иномарку и за 1200 рублей привез нас на аэродром. В аэропорту к нам рисоединилось несколько мужчин и одна женщина. Заплатив за перегруз и пройдя очень строгий контроль (зачем?), мы скопились в зале ожидания. Наконец, мы подошли к самолёту АН-26, настолько закопченному и задрипанному, что возникало сомнение, сможет ли эта колымага взлететь. Это сомнение усилилось внутри тесного салона, набитого людьми, мешками и ящиками. Тем не менее, симпатичная стюардесса раздала нам леденцы, и мы полетели.

над ВанаваройВзгляд на поселок сверху

d0b2d0b0d0bdd0b0d0b2d0b0d180

На этом перекрестке было сразу 4 магазина

Через полтора часа полёта над глухой тайгой пролетели над широченной Ангарой, справа была видна циклопических размеров плотина Богучанской ГЭС. Внизу мелькнула река Подкаменная Тунгуска, поселок и самолёт приземлился на бетонную полосу аэропорта, окруженного со всех сторон лесом.  Первые часы пребывания в Ванаваре были утомительны из-за полной неопределенности. Пассажиры куда-то рассосались, на поле осталось примерно пятнадцать человек: нас четверо, столько же примкнувших к нам в Красноярске, несколько встречающих и группа молодых парней со здоровыми рюкзаками. Все что-то обсуждали между собой. Мы крепко держали в руках наши вещи и с любопытством осматривались. Подъехал большой грузовик, все стали кидать в него свои вещи. Поскольку нам никто ничего не предложил, мы так и остались стоять. Подъехала легковая машина и сказали, что можно грузиться туда, на что мы с Валерой немедленно среагировали. Машина нас куда-то повезла и в одном из переулков высадила. Мы со своими рюкзаками остались в одиночестве, не зная, что делать. Неожиданно подъехал знакомый грузовик и въехал в ближайшие ворота. Пошли туда и мы. И правильно сделали - это была главная усадьба Тунгусского заповедника.

контораГлавная усадьба Тунгусского заповедника

После непонятной суеты  Володя с Ниной на полтора часа исчезли в конторе, а остальные слонялись вокруг, с интересом осматривая окрестности. Двухэтажная контора (нижний этаж сделан из бетонных панелей, а верхний - из бруса) стоит на огороженной лужайке, заросшей травой. С одной стороны лужайка ограничена широкой грунтовой дорогой, а с другой стороны виднеется довольно чахлый лесок. Валера и я сидели на лавочке и от нечего делать курили. Около нас ходил крупный мужчина, рассказывал анекдоты и тоже курил. Как потом выяснилось, это и есть Володя Копейкин из ИЗМИРАНа, пятый участник нашей группы, автор георадара. Зона падения Тунгусского метеорита была объявлена Государственным Тунгусским заповедником в 1996 году. Проводится научная работа по выяснению влияния происшедшей катастрофы на флору и фауну. Публикуются научные  работы. Директором заповедника в настоящее время является Логунова Людмила Николаевна, симпатичная женщина средних лет.  После длительной беседы с директором нам было разрешено  проводить изыскательские работы в зоне падения метеорита и были даны в сопровождение два молодых человека с собакой по кличке Тузик. Оружие ребятам не дали и это всех беспокоило - в прошлом году лагерь подвергся нападению медведя и сопровождающему егерю пришлось его пристрелить. Как сложатся дела в этом году? Назначенное время вылета вертолета еще не наступило, нас приютила Валя Быкова и мы разместились в одном из домов поселка, в прекрасной, почти пустой двухэтажной квартире в длинном доме из бруса на 2-й Лесной улице недалеко от аэропорта.

на крылечкеВременное пристанище. А. Савичев, В. Копейкин, Н. Алексеева, Л. Пелехань, А. Чечин на “хате”.

Необходимо было закупить провиант и некоторые промышленные товары для месячного житья в тайге.