Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/virtwww/w_vrukavishnik_78ac9d61/http/wp-settings.php on line 18 7. Радиальный поход « Валерий Рукавишников

Валерий Рукавишников

20 Март 2011

7. Радиальный поход

написано в рубрике: Новости — Valery @ 20:34

Утром 19 июля стали собирать рюкзаки. Дело оказалось непростым, поскольку Нина сложила продукты и свои вещи в здоровый альпинистский рюкзак. Когда Володя Сопин и Валера Чечин оценили его вес (около 20 кг), стало ясно, что рюкзак надо расформировывать. Чечин ушел под навес допивать чай, Сопин остался с Ниной, но вскоре подошел : “Валерий Андреевич, я не могу её уговорить”. “Нина, а кто будет тащить этот чемодан?” - спросил Валера Чечин. “Кто-нибудь из вас, мальчики,” - ответила Нина и, вроде, даже удивилась этому вопросу. “Но у нас есть свои рюкзаки с палатками, спальниками, продуктами, посудой и приборами. Личных вещей, не считая тех, в которых идешь днем, нужно брать не более полутора килограммов. Во всяком случае, так мы делаем в зимних походах. Вам нужно сложить вещи в обычный рюкзак  и рассчитывать только на свои силы”, - посоветовали Нине. Сначала Нина вцепилась за рюкзак обеими руками, но потом мы вчетвером (Сопин, Алексеев, Валера и я) уговорили её вытряхнуть рюкзак. Спальник и сверток с личными вещами сразу же переложили в походный рюкзак. Кроме того, вывалились следующие вещи: нераспечатанный трехкилограммовый мешок сахара, пара килограммовых банок консервированных щей, килограммовый пакет гречки, полиэтиленовый мешок с галетами россыпью, кусок хозяйственного мыла в бумажной упаковке, два рулона туалетной бумаги, пачка бумажных салфеток и нераспечатанная пачка пищевой соды.

Наконец, в 10 часов мы выбрались из лагеря в сторону горы Фаррингтон. Тропинка постепенно поднималась в гору, пошли камни, довольно крутые и крупные. Через час мы достигли вершины горы, откуда можно было осмотреть всю котловину Тунгусской катастрофы (следуя терминологии Геннадия Скублова, жерло палеовулкана). Полному обзору мешали верхушки выросших деревьев, но все равно виды были замечательные.

фаррингтонВид на долину Тунгусской катастрофы. Белый силуэт - комар. Крупный.

просторыШирокие просторы заповедника.

Владимир Юрьевич показал на горизонте две небольшие сопки и сказал, что вчера его путь пролегал между ними. Для местного населения пройти в день 30-40 км. по таежной тропе не предоставляет никакого труда. На вершине горы стоит триангуляционный знак. Под ним членов очередной КСЭ принимают в свое братство, жгут костры, поют всю ночь песни и на следующий день возвращаются на заимку.Постояли немного и мы и стали спускаться с противоположного склона. Сразу стало заметно отсутствие какой-либо тропы. Мы спускались по камням, обходя упавшие деревья и проваливаясь в мох. Было жарко, гудели комары, но вокруг была гнетущая тишина. Идти было тяжело, к тому же ноги часто натыкались на коварный мелкий валежник. Много поваленных деревьев, которые нужно обходить или перелезать. При этом запомнить направление совершенно невозможно - картина везде одинаковая. таежный пейзаж Владимир Юрьевич охотно показывал нам затесы на деревьях, которые помогали ему ориентироваться в направлении движения. Его походка вызывала удивление. Казалось, что он крадется по тайге, поскольку ногу поднимал повыше обыкновенного шага и ставил сразу на всю ступню, но на самом деле он быстро передвигался и внимательно оглядывал тайгу, замечая все ее подробности. Направление движения он контролировал по GPS, на котором были выставлены координаты того места, которое было целью нашего путешествия. Обещанной им тропы мы не нашли и перемещались напрямик по тайге, иногда руками раздвигая кусты, плотно перекрывавшие наш путь. Странно было слышать от него, что все здесь хожено-перехожено охотниками, но он в качестве доказательства показывал оставленные капканы и ловушки на соболя и многочисленные затесы. По тому, как сделаны затесы - один, два друг под другом или с разных сторон дерева, можно было узнать о многом. Эта территория относится в настоящее время к заповеднику, охота запрещена и капканы были оставлены когда-то здесь промышлявшими охотниками. Путь Владимир Юрьевич прокладывал уверенно, все узнавал, показывал знаки, которыми медведи метят свою территорию. Как правило, это глубокие вертикальные царапины на стволе кедра или сосны на высоте более двух метром. «Это маленький медведь», говорил Владимир Юрьевич. «Я видел царапины на высоте двух метров горизонтальные». Иногда попадались сломанные верхушки молодых сосенок – это тоже метка медведя. По состоянию сломанной верхушки эту метку медведь оставил три дня назад. Часто попадались бурундуки, которых облаивала Ночка. Мы вышли на берег ручья, но самого ручья не было видно – он протекал под растительностью, изредка образуя небольшие бочаги, из которых мы черпали воду, холодную и вкусную. Через некоторое время мы вышли к заброшенной заимке. Это избушка построена была в начале 90-х годов отцом и сыном. Они арендовали большой участок тайги (100х200 км.) и у них было несколько заимок. Но потом сын остался один, ему не под силу было охотиться одному на такой большой территории и эта заимка была заброшена. Со временем крыша провалилась, медведь вывалил одно бревно в поисках корма, но внутри все было в порядке – на стене висело полотенце, сковорода, в углу лежали дрова, на столе посуда.

заимкаЗаброшенная заимка на берегу ручья

Сейчас охотники арендуют примерно такие же территории, но у них есть вездеходы или другой транспорт. Охота в здешних краях длится с октября по март, но только не на территории заповедника. Володя, используя навигационный прибор GPS, легко нашел место, где накануне спрятал палатку и консервы. Мы разделили груз и к трем часам дня выбрались на открытый высокий берег ручья, где и устроили привал.

Сварили чай, съели пару банок рыбных консервов с галетами и пошли вдоль долины ручья по пологому склону, заваленного валежником.

мыПосле еды. Справа долина ручья, совершенно заросшая.

Ближе к пяти часам вечера стало тяжеловато. Володя пошёл вперёд на разведку, а мы уселись в мрачном, сыром лесу. Ручей, вдоль которой мы шли, совсем исчез под кустами. Оставаться здесь лагерем было нельзя. Как сказал Володя, нужно дойти до притоки, которая впадает в ручей, и там точно будет вода. Через полчаса Володя привёл нас на замечательное местечко на высоком берегу крохотного притока ручья, вдоль которого мы шли. Удивительно, но в этом притоке была вода, которая куда-то исчезала, не доходя до самого ручья.

Вода в притоке

Можно даже купаться

лагерь

В. Сопин, В. Чечин и Н. Алексеева

Володя поставил себе прекрасную палатку - паука, мы с Валерой залезли в свою, а для Нины натянули марлевый полог. Сварили гречневую кашу с двумя банками тушёнки и завалились спать.

Ночью долго где-то громыхало, а под утро 20 июля начался дождь. Прикрыли полиэтиленом марлевую палатку Нины и  нашу палатку. Поскольку палатки была поставлена криво - косо, мы все промокли.

бивуакНаш бивуак

Утром доели вчерашнюю кашу, подсушились и сели пить чай, который мы завариваем в двух армейских котелках. Здесь произошёл трагикомический эпизод. Когда допивали второй котелок, заметили на дне какой-то кокон. Вытаскиваю его и вижу, что это - лосиный помёт.

таежный пейзажGPS, карабин, москитная шляпа - что еще нужно для настоящего хозяина тайги

После завтрака  В. Чечин, Н. Алексеева и В. Сопин втроём пошли на север. Рассказывает В. Чечин. “Перебрались через наш приток, поплутали по зарослям, потом пошли по привычному лесу. Как и вчера, мы сильно петляли, так как в навигаторе GPS нет элементарного компаса!

СопинВ. Сопин сравнивает показания GPS с координатами местности по космическим снимкам

Навигатор быстро показывает своё географическое положение (с точностью до 30 метров), но для определения направления коробки навигатора относительно стран света нужно выждать минуту, так как запускается специальная программа. В итоге, перемещение человека с таким навигатором напоминает броуновское движение. Через два часа мы дошли до нужного места на пересечении двух просек-профилей, проложенных геологами лет двадцать назад. Такие профили хорошо видны с вертолёта, но на земле они почти не заметны, так как сильно заросли мелкими деревцами. Нина собрала металлоискатель, надела наушники и с серьёзным видом начала исследовать местность на присутствие магнитных материалов в земле.

металлоискательНина Алексеева работает с металлоискателем

Прошла она метров пять, прибор запищал, а Нина сказала: “Вот! Валерий, отметьте это место”. Я привязал кусок пестрой полиэтиленовой ленты к ближайшему дереву, прибор опять запищал, я опять привязал ленту. Через десять минут все ближайшие деревья были повязаны нарядными красненькими ленточками. Мы прочли инструкцию и наткнулись на фразу: “Держите щуп параллельно поверхности земли. Чтобы проверить работу прибора, наклоните щуп на тридцать градусов в любую сторону. Прибор работает правильно, если при этом появляется сигнал”.Стало быть, все ленточки показывают лишь то, что прибор работает правильно! “Видимо, здесь требуется более чувствительный прибор, чем этот дубовый; да и приноровиться нужно”, - подвёл итог Володя. В поисках воды я спустился по профилю до симпатичной низины, но и там было сухо. В итоге, единственным научным результатом этого выхода стали деревья, украшенные яркими ленточками. Обратно мы возвращались другим, более лёгким, путем. Отдохнувший Валера и собачка Ночка встретили нас радостно. В лагере сварили консервированные щи (одну банку принёс Володя), добавили туда две банки тушёнки, луковицу и сливочное масло. Поскольку программа с миноискателем нас разочаровала, было не совсем ясно, что делать дальше. Я рассчитал продукты на пять дней, так что мы никуда не торопились. К тому же Володя хотел походить здесь по своим делам, как охотовед и орнитолог”.

Нина предложила сходить на странное место, которое Алексеев высмотрел на космической карте в виде черного пятнышка. Возможно, что это - большие скальные выходы. Я  взял металлоискатель и детектор водорода, и  мы ушли втроём.

Начало изысканий

Через притоку  в тайгу

После двух часов ходьбы по совершенно заросшему распадку и тайге пришли к подозрительному месту. Это была слегка заболоченная низина. Нина постаралась и здесь поработать металлоискателем. Надо сказать, при горизонтальном положении рамки металлоискателя на территории этой низины прибор всегда издавал сигнал. Все подозрительные места были помечены ленточками. Возвращались обратно другой дорогой, но вышли точно на место. Собрались и решили в два перехода вернуться в лагерь. Ночевка была на крутом берегу ручья, на следующий день продолжили маршрут, прошли по плечу горы Фаррингтон и на кордоне были уже в первом часу дня.

У очага после походаВозвращение. На переднем плане Ночка.