Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/virtwww/w_vrukavishnik_78ac9d61/http/wp-settings.php on line 18 6. Продолжение бурения « Валерий Рукавишников

Валерий Рукавишников

20 Март 2011

6. Продолжение бурения

написано в рубрике: Новости — Valery @ 20:33

Во вторник 13 июля с утра небо заволокло тучами, стала прохладнее и исчезли слепни. Мы с Чечиным утром пришли на первую воронку и часа четыре восстанавливали скважину, поскольку за три дня нашего прогула она почти полностью забилась грунтом. Затем нас сменила пара  Володя К. и Павел, которая бурила ещё три - четыре часа. Здесь же крутился Володя Алексеев, который высматривал другие воронки. Ближе к шести часам вечера мы вернулись к скважине и обнаружили, что наши сменщики пробились лишь на 40 см, так как начался очень плотный мерзлый грунт. За три часа интенсивной работы мы углубились на столько же. В итоге, мы дошли до глубины 4 метра, вынули последний керн и сам бур и пошли домой, так как стало темнеть и начался дождь. Пришли мы в лагерь мокрые до трусов и устроились сушиться у костра. В этот день мы сильно устали и после ужина завалились спать.

Два Володи и Павел пошли утром 14 июля на разведку новой воронки, а я и Валера Чечин остались в лагере. Пришли разведчики часа через четыре совершенно измученные, так как день был очень жаркий и душный. Даже Павел как-то осунулся. Володя принёс с собой нижний стержень с бурильным стаканом. Мне удалось его наточить ржавым напильником, случайно найденным в избушке. Оказалось, что сталь стакана очень мягкая, барахло какое-то. Андрей и Володя К. с его георадаром пошли на вершину сопки Стойковича исследовать место, заросшее очень необычным хвощом (ярко зеленый с шелковистым стеблем), и мы увязались за ними. Как сказал многоопытный геолог Скублов, такие хвощи растут в жерле вулкана и надо проверить. Там Володя продемонстрировал нам работу георадара, а мы осмотрели большой валун под названием “камень Джона”.

стойковичРабота с георадаром. В. Копейкин, А. Савичев, В. Чечин

Хотелось бы думать, что “камень Джона” является частью метеорита, но, к сожалению, он сложен из обычных осадочных пород. Отколотив куски от камня на память, вернулись в лагерь. В лагерь мы прибежали очень шустро: численность комаров в лесу на порядок больше, чем в лагере. Обработка результатов измерений показала, что это действительно кратер, но, по мнению Алексеева, кратер воронки от падения фрагментов метеорита.

Геолог Геннадий Скублов, полный невысокий шестидесятилетний мужчина с обширной бородой, очень четко организовал работу своей маленькой группы. Они уходят утром, а возвращаются вечером намного позже нас. Разложив свою геологическую добычу, Скублов и его молодой коллега Андрей некоторое время болтают в общей компании под навесом, а затем отправляются спать. Если Геннадий начинает говорить о Тунгусском метеорите, его невозможно остановить. “Валерий (обращается к Чечину), мы сидим сейчас в кратере палеовулкана, который образовался сто - двести миллионов лет назад. Затем …”. Далее следует пятиминутная последовательность геологических терминов, анекдотов, ссылок на коллег и конкурентов, фантастические рассуждения о протонных и нейтронных газах и т. п. Если Валера пытается вернуть его к основной теме, он останавливает свой “фонтан” и вежливо говорит: “Валерий! Я вас прерывал? Нет. Поэтому дайте мне договорить”. Ему нравится говорить, и речь его какая-то “вкусная”. Своими несколько странными манерами Геннадий заметно скрашивает нашу маленькую компанию.

скубловк.г.-м.н. Геннадий Тихонович Скублов за столом командора обрабатывает результаты геологических изысканий

Поскольку Нина не хотела заниматься ревизией, Валера взялся за дело сам и составил список оставшихся продуктов. Выяснилось, что за первую неделю мы съели менее четверти купленных в Ванаваре продуктов! Если дело так пойдёт и дальше, то оставшихся продуктов нам хватит ещё на целый месяц. Кроме почти полного ящика тушёнки и нескольких ящиков с крупами, конфетами, галетами, сухарями, печением, яйцами (более 100 штук) и прочая и прочая, было обнаружено примерно тридцать банок разных консервов, четыре бутылки подсолнечного масла (столько и было куплено в Ванаваре!), здоровый кирпич сыра и почти шесть килограммов сливочного масла в виде двух длинных кирпичей, на которых были видны следы ковыряния ложкой. В дальнем углу на полу валялись длинные оковалки сала (более 5 кг), слегка завернутые в промасленную бумагу. Не говоря о мелочах типа томатной пасты, кетчупа, майонеза и джема. Ещё ранее был вытащен из сырого предбанника два мешка с позеленевшим хлебом; под навесом 30 буханок перестали плесневеть, но быстро высохли. Огромный мешок с продуктами вообще не учитывался, так как эти продукты выдали нашим инспекторам в конторе заповедника. Если уж накупили столько разнообразных продуктов, то почему мы едим только рога и макароны, слегка заправленные тушёнкой? Валера упаковал сливочное масло в пластиковые ёмкости и с этого дня стал следить, чтобы на обеденном столе всегда было нарезанное сало, масло, галеты, конфеты и т.п.

Утром 15 июля мы с Валерой Чечиным  пошли на первую скважину. Применив наточенный бурильный стакан,  мы за два часа восстановили скважину и добрались до глубины в четыре метра; далее пошёл мерзлый зеленый ил. Из-за прохлады слепней не было, а комаров отгоняли дымари: работать было вполне комфортно. Стали попадаться в керне отдельные кусочки какой-то породы и чем глубже, тем крупнее -  до 1 см. На глубине порядка 5 метров бур наткнулся на что-то твердое - при опускании его раздавался характерный стук. Бурение пошло очень медленно. По заведенному порядку мы по очереди крутили бур, а потом вместе буквально выдирали его из скважины.

чечин и бурВалера Чечин вынимает бур

Я  взял на себя функции коллектора и тщательно промывал каждый керн в эмалированной кружке. Сначала из каждого керна намывался мелкий черный песок, закрывавший лишь половину донышко кружки, а затем уже всё донышко. Ближе к глубине в пять метров в кернах стали попадаться мелкие черные кусочки размером в 5 мм. Эти кусочки не были похожи ни на округлые гальки, ни на камешки с острыми сколами. Больше всего они напоминали миниатюрные кедровые шишки с пупырышками.

порошокДобытый материал

Поработав так около пяти часов, мы вернулись в лагерь и представили начальству добытый материал, который, кстати,  притягивался магнитом. Володя Алексеев был очень доволен: “Да-а. Это большой успех!”. По этому поводу он премировал нас пол бутылкой крепкой настойки, которую мы миленько оприходовали. После обеда на скважину ушли два Володи и Павел; они перенесли всё хозяйство на новую воронку и начали бурить там.

Пришли утром 16 июля на новую скважину, которая оказалась в большой и сырой воронке недалеко от первой скважины. Поскольку в воронке мы проваливались чуть ли не по колено, пришлось сначала соорудить гать из мелкого сухостоя, а затем сделать из подручного материала обсадную трубу. Бурение шло быстрее, чем на первой воронке: то ли мы набили руку, то ли грунт был мягче. Однако, процедура вытаскивания бура оказалась здесь гораздо сложнее, чем на первой скважине и нам приходилось применять рычаги всех родов. Мы добрались до глубины в четыре метра, потом нас сменили два Володи и Павел. В результате глубина скважины перевалила за 5 метров; здесь из мерзлой глины тоже вымывался черный крупный песок.

Утром в субботу 17 июля из Ванавары пришел Владимир Юрьевич Сопин, симпатичный спортивный мужчина, орнитолог из заповедника. С ним был карабин и собака Ночка. Володя договорился с ним, что он будет нашим проводником в радиальном походе, который должен начаться в понедельник. Вместо обычного рюкзака у него была «паняга» - кусок фанеры с выступами по краям и дырками для веревки. Очень похожа на стиральную доску. Это местное приспособление облегчает походную жизнь – на выступах в верху паняги вешается карабин, к плоской части привязывает мешок или рюкзак, для ношения приделаны широкие ремни, которые снизу свободно одеваются на выступы паняги. Удобно надевать и во время похода спина не потеет. Владимир Юрьевич набил мешок провиантом – несколько банок тушенки, сгущенного молока, крупа, масло, сало, палатку, все это прикрепил веревками к паняге и понес в промежуточный пункт радиального похода, а мы, захватив добытый порошок, пошли на «Пристань» принимать банные процедуры. По прибытию на кордон «Пристань» мы рассмотрели добытый порошок под бинокулярным микроскопом, который был в одной из избушек. Среди крупных зерен порошка попадались мелкие округлые камешки кварца, какие-то блестящие чешуйки. Крупные образования имели неровную, раковистую поверхность – следствие работы бура. Иногда на неровной поверхности отражали свет правильные грани какого-то материала. Крупные зерна слабо или вообще не  притягивались магнитом, а мелкие более активно. В 11 утра 18 июля мы двинулись из «Пристани» в обратный путь. На комаров и слепней уже не обращали внимания – привыкли. Уговорили Павла проводить нас до официально признанного эпицентра падения метеорита. Мы свернули с основной тропы на очень слабенькую тропку, которая регулярно исчезала.

тропаТропинка к эпицентру

Через километра полтора вышли к столбику с надписью «Эпицентр  Тунгусского взрыва».

у эпицентраВ. Рукавишников и А. Чечин у столбика с надписью “ЭПИЦЕНТР Тунгусского взрыва 1908 г.”

Была выполнена основная туристическая задача - посетили столб.

3 комментариев

1. 1. “Пришли они..”, кто пришли?
    2. Опять третье лицо “Рукавишников”.
    3.”Обработка результатов измерений показала, что это действительно жерло палеовулкана.” Дорогой Валерка, ты что, опупул?
    4. Опусти повторение “одну из загадок…”
    5. Валера! Я устал. Если мы хотим сделать нормальный отчёт об отой авантюре, то нам надо просто сесть нос к носу. Пузырь за мной.

Комментарий от Валера Чечин — 2 Апрель 2011 @ 23:24

2. Валерочка! Что за синий цветок на первой фотографии? Он есть на снимке реально?

Комментарий от Нина Ангри — 5 Апрель 2011 @ 11:49

3. Валерий! Спасибо большое за изумительные фотографии и оригинальное повествование. Кстати, Вы можете прочитать в Интернете (Google-запрос = Скублов Ольховатов)нашу статью о криптовулканической гипотезе Тунгусского феномена. С уважением - Г.Скублов

Комментарий от Скублов Геннадий — 15 Апрель 2011 @ 22:01

RSS лента комментариев к этой записи.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.